Дуальное обучение для Казахстана — новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.
Что такое дуальное обучение в Казахстане.
Дуальное образование — тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.
Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:
- Длительное время учебные заведения технического и гуманитарного профиля руководствовались исключительно теми стандартами обучения, которые определяло государство. При этом у будущего работодателя не спрашивали, какого специалиста он ожидает.
- Предприятия стали частными, и взаимосвязь «вуз (колледж) — производство» была нарушена.
Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.
К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.
Путь решения этой проблемы — дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?
Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям — теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 — отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве — обучающем предприятии.
Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).
Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.
Что такое дуальное обучение в Казахстане
Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:
- изучить передовой опыт дуального обучения;
- создать экспериментальные площадки для ДО;
- определить особенности подготовки в системе дуального образования в разных областях, регионах Казахстана, а также сферах экономики.
Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:
- в нормативных актах закреплено понятие «дуальное обучение». В первую очередь это касается Трудового кодекса;
- на законодательном уровне утвержден баланс теории и практики в системе обучения в техникумах и колледжах. Часы распределяются так — 40% к 60%;
- утверждены правила реализации таких программ в учебных заведениях технического и профессионального образования;
- тому, кого обучают по этой системе, засчитывается трудовой стаж;
- заключены договоры с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.
Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане — это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.
Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.
На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.
Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.
Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.
Поступить в колледж в Алматы
Источник: nur.kz