Самыми популярными направлениями в обучении, по мнению Ассоциации вузов Казахстана, являются международные отношения, юриспруденция, финансы, учёт и аудит, менеджмент, дизайн. Однако после вручения диплома, молодые люди, зачастую уходят работать в сферу услуг. Своим мнением о том, почему выпускники, получив заветную корочку, не спешат проходить всю карьерную лестницу по специальности, корреспонденту МИА «Казинформ» рассказала декан Высшей школы экономики и бизнеса КазНУ им. аль-Фараби Римма Сагиева.
— Римма Калымбековна, почему такой ажиотажный спрос на озвученные профессии, но молодежь не спешит работать по диплому? Такая тенденция только в Казахстане?
— Нет, такая тенденция существует не только в Казахстане, но и за рубежом. Выбирая свою будущую специальность абитуриенты, и особенно их родители, справедливо полагают, что экономисты, финансисты, бухгалтеры и менеджеры будут востребованы на каждом предприятии, в финансовых и торговых организациях, на государственной службе и при открытии собственного бизнеса. Поэтому ажиотажный спрос на экономические специальности университетов продолжается. Это показывает и ежегодно растущий набор в Высшую школу экономики и бизнеса КазНУ. Ежегодно к нам поступают от 300 до 500 абитуриентов, несмотря на то, что пороговый уровень ЕНТ составляет 70 баллов, ниже которого к нам пройти нельзя. В прошлом году поступило 474 абитуриента, из них 305 на государственный грант, а 115 поступивших являются обладателями «Алтын белги». Более 60 процентов обладателей государственных грантов из всех регионов Казахстана по экономическим специальностям выбрали КазНУ им. аль-Фараби. Растет и число обучающихся у нас иностранных студентов. Их в этом году обучалось более 60 человек. Очевидно, что основной причиной такого выбора является высокий процент трудоустройства наших выпускников, особенно магистрантов, которые востребованы у работодателей. Но я очень часто встречаю парикмахеров, мастеров маникюра, ремонтников СТО и таксистов с высшим экономическим образованием. Это говорит о том, что они потратили время и деньги просто на «корочку», поскольку диплом для них оказался бесполезным.
— Но тогда для чего они учились, если знали, что будут работать не по специальности?
— Я тоже искренне недоумевала: «Неужели для того, чтобы работать в сфере услуг, нужно было учиться в университетах?» А теперь приведу их ответы: «Я закончила этот вуз, чтобы родители успокоились. Им важно, что их дочь имеет диплом финансиста, теперь он у меня есть, а я буду заниматься тем, что мне нравится и, кстати, приносит больший доход!» Молодой человек, подвозивший меня на такси, оказался менеджером также с высшим экономическим, проработал на государственной службе, понял, что это не его стезя: не нравится ему засиживаться на работе допоздна, беспрекословно слушаться начальника и мало получать… Конечно, нельзя однозначно утверждать, что эти люди оказались неконкурентоспособны как экономисты, поэтому не могут работать по специальности. Скорее здесь напрашивается три вывода. Первый — выпускники и их родители ожидают быстрых доходов от инвестиций в высшее образование, ошибочно полагая, что диплом позволит им сразу сесть на руководящие позиции и много получать. Второй — выпускникам и их родителям надо более вдумчиво подходить к выбору будущей профессии и, самое главное, вуза! Нужно обращать внимание на склонности и природные таланты человека, ведь, если работа «не по душе» и успехов больших ожидать не следует. Третий вывод – следует помнить, что качественное образование дешевым не бывает и при этом требует больших усердий самого студента. Сегодня в университетах учиться трудно! И к этому надо приготовиться, если молодой человек хочет стать успешным бизнесменом, менеджером, финансистом, государственным служащим. К сожалению, мы вынуждены ежегодно отчислять порядка 5-7% неуспевающих студентов, которым не дается «гранит знаний». Вузы, которые обещают «легко получаемые знания» — лукавят, поскольку ориентированы на выдачу дипломов, которые «лягут на полочку».
— Как эта ситуация отражается на работодателях?
— Переизбыток кадров экономического профиля на казахстанском рынке труда проблема не только работников, но и работодателей. Более сотни вузов страны ведут подготовку экономистов, финансистов, менеджеров, маркетологов и бухгалтеров. Но, парадоксальность сложившейся ситуации в том, что отличных специалистов все еще не хватает — работодатели, которые ищут хороших экономистов-профессионалов и зачастую их не находят. Руководители организаций и предприятий нередко жалуются, что даже обладатели красных дипломов не всегда демонстрируют необходимые для современного экономиста навыки: не умеют писать деловые бумаги, отбирать актуальные статистические данные, анализировать их, проводить расчеты, прогнозировать и просто предлагать обоснованные решения. И дело даже не в слабом знании английского языка, владение которым сегодня – требование времени для любых специалистов. Речь идет о дефиците ответственных и высокопрофессинальных работников, способных не только адаптироваться к изменяющимся условиям, но и самообучаться.
— Чем «опасен» неграмотный специалист? Ну не получилось у него, придет другой – более целеустремленный. Ведь как известно, свято место пусто не бывает.
— Отвечу касательно экономистов. Неграмотные специалисты – это реальные финансовые убытки и временные потери колоссальных размеров для населения, предприятий, регионов и страны. Поэтому напоследок, хочу дать будущим абитуриентам и их родителям еще два совета: обучение за рубежом также не гарантирует качественного образования, если студент не приучен трудиться и напрягаться. И отдельно родителям. Больше доверяйте выбору своих детей, давайте им больше самостоятельности, ведь жизненный путь у них свой собственный!
— Давайте будем справедливыми. В Казахстане, несмотря на проблему, которую обсудили мы с вами, все-таки немало талантливых молодых людей, от которых зависит будущее государства.
— Да, согласна. В Казахстане есть важнейший компонент научного успеха — талантливая молодежь, которую надо не только взращивать с «младых ногтей», но и удерживать в стране. Современное казахстанское студенчество имеет возможность обучаться за счет государственных грантов на бакалавриате, в магистратуре и докторантуре, продемонстрировав высокий уровень знаний на ЕНТ. Вузы страны активно интегрируются в международное образовательное пространство, присоединившись к Болонскому процессу. Образовательными программами предусмотрена возможность научных стажировок в лучших университетах мира. Успешно работает инициированная Президентом страны Н.А. Назарбаевым международная программа «Болашак». И, самое главное, у нашей молодежи есть широкое поле для использования своих талантов и креативных идей, чтобы находить нестандартные решения актуальных экономических проблем. А ведь это и есть уникальный шанс претендовать на Нобелевскую премию! Нужно лишь тщательно выбирать профессию, получать образование в хорошем ВУЗе, и усиленно трудиться.
Специальность учет и аудит в Алматы
Источник: inform.kz